Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Школьная библиотека

                                                       alt

Санькова Нина Ивановна 

 библиотекарь  

   Перед современной общеобразовательной школой стоит важнейшая задача – научить школьников ориентироваться в массе информации, подготовить к жизни в условиях информационного общества. Существенную роль в этом играет библиотека. 

    Школьная библиотека —  структурное подразделение  образовательного учреждения  МКОУ  "Барановская СОШ". Фонд школьной библиотеки составляет учебная литература,  художественная литература для программного чтения и изучения, самостоятельного и обзорного чтения, а также "золотой фонд" - произведения классиков и выдающихся современных писателей, не вошедшие в программы изучения; научно-популярная  литература по естественным, техническим наукам,  языкознанию;  справочные, энциклопедические, библиографические и информационные издания. Фонд комплектуется с учетом  потребности школы  в литературе для учебной и самостоятельной работы  учащихся.

 

alt    ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О БИБЛИОТЕКЕ

 

Количество учащихся - 65,

из них читателей - 65;

Количество учителей - 16,

из них читателей - 16;

 

Библиотечный фонд - 3160 экз.;

Учебники - 1463 экз.;

Учебно-методическая литература - 87 экз.;

Художественная литература - 1685 экз.;

Медиатека

 

Педагог-библиотекарь:

Санькова Нина Ивановна

График работы: Понедельник - суббота -

с 9-00 до 15-00

Телефон: 8(47133)3-37-49                     

                                                                   

                                                                                                      
  

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ

    • обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечно-библиографического и информационного обслуживания  учащихся и педагогов;
    • формирование у школьников навыков независимого библиотечно-информационного пользователя;
    • совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.
 alt    alt

 

ФУНКЦИИ ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКИ:

    • информационная поддержка учебного процесса (обеспечение учащихся и учителей учебной и методической литературой);
    • научная и обработка документов (библиографическое описание документов, их классификация, техническая обработка, оформление и расстановка фондов, ведение каталогов и картотек);
    • деятельность по привлечению детей к чтению (подготовка и проведение мероприятий, направленных на развитие интереса к чтению: читательские конференции, книжные библиотечные беседы и др.);
    • мероприятия в помощь развитию информационной грамотности пользователей (библиотечные уроки);
    • комплектование фондов;
    • ведение учетной и планово-отчетной документации.

alt 

 

ПОРЯДОК ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ:

    • запись  учащихся общеобразовательного учреждения в библиотеку производится по списочному составу класса в индивидуальном порядке, педагогических и иных работников общеобразовательного учреждения, родителей (иных законных представителей) учащихся - по паспорту;
    • перерегистрация пользователей библиотеки производится ежегодно;
    • документом, подтверждающим право пользования библиотекой, является читательский формуляр;
    • читательский формуляр фиксирует дату выдачи пользователю документов из фонда библиотеки и их возвращения в библиотеку.

 

 alt

2015 год объявлен Годом литературы в Российской Федерации. Общеписательский совет проведения Года литературы приглашает организации и активных граждан к сотрудничеству в проведении Года литературы.

Год литературы 2015 проводится совместно следующими организациями- Союз российских писателей, Союз писателей России, Профессиональный союз писателей России, Союз переводчиков России, Союз журналистов России, Российский союз профессиональных литераторов, Союз писателей ООН.

     Юбилеи известных писателей и мероприятия в 2015 году на официальном сайте

http://www.god-literatury.ru/

 

Дети и книги: как подружить их?

Некоторое время назад Рунет облетела социальная реклама чтения, ставшая победителем конкурса издательства ЭКСМО, под лозунгом «Читать не вредно. Вредно не читать». Ребенок, взобравшись на высокую стопку книг, смотрит вдаль из-за кирпичной стены, исписанной дворовыми ругательствами, и видит перед собой воображаемую и реальную красоту мира. Так, благодаря чтению, он становится выше всего примитивного, уличного, дикого и открывает для себя новый мир.
Книга, однажды покорив человека, может стать любовью на всю жизнь. Росток этой любви может дать одно особенное произведение, которое повстречалось в детстве. Или родители, много читающие и привившие интерес к любимому занятию своим детям. Или естественная литературная среда, в которой растет ребенок: шкафы с книгами, разговоры о прочитанном, книга как лучший подарок.

Но это все в теории. А как на практике привить интерес к чтению современным детям?

 alt
 

С первых дней

Для начала чтения не существует возраста. Чтение – это не только сидение с книгой в руках, это еще и пересказ наизусть того, что отложено в памяти. Мерный ритм таинственного "Лукоморья", которое мама рассказывает, покачивая на руках засыпающего младенца, становится первой колыбельной и приучает к мелодике стиха.

А когда ребенок учится хватать пальчиками предметы, в его жизнь входят книги-игрушки, те, что сложно порвать: из ткани и плотного картона, непромокаемые, неподвластные первым зубам. С простыми картинками – мяч, пирамидка, котенок.

Годовалый ребенок, взявший в руки "Очень голодную гусеницу", будет в восторге: книга плотная, ее легко перелистывать, в нее можно засовывать пальчики, история короткая и понятная – скорее всего, все слова ребенку известны, даже если он еще не может их произносить. Мамам и папам останется лишь в сотый раз подряд читать полюбившуюся историю.

Мультфильмы, с количеством которых неустанно борются родители, могут наоборот стать союзниками. Бывает, ребенок сначала увидит мультфильм, а потом узнает в книге знакомых героев и просит ему почитать истории о них. Сказки Сутеева – идеальный пример такого братства мультфильмов и книг для малышей: в них много красивых картинок, простой текст и узнаваемые персонажи.


Чтение – маленький домашний театр, где родитель работает артистом. Выдерживает паузы, меняет голоса персонажей так, что ребенок верит, что пес грозно рычит, дракон пышет огнем, лиса хитрая, а колобок – веселый, неунывающий и непослушный товарищ.



Книги по возрасту и ситуации

alt   

По понятным причинам мамы и папы торопятся перейти к более увлекательным книгам: повестям Линдгрен, мемуарам Муми-папы, приключениям Волшебника Изумрудного Города. Но дети должны пройти и через потешки, и через русские народные сказки, короткие стихи и песенки. Каждому возрасту – свои книги. В сказках для малышей не должно быть много вводных слов и сложных речевых оборотов. Чуковский писал, что детские стихи нельзя загромождать эпитетами, основной смысл в них несут глаголы и существительные, а каждая строфа – графична, ведь дети мыслят образами. И если двустишие невозможно нарисовать, значит, такие стихи непригодны для детей.

Книги должны быть увлекательными, а ситуации, описанные в них – знакомыми. Сначала любимыми героями детей являются животные, а когда читатели вступают в период социализации (обычно это связано с началом посещения детского сада в возрасте 3-4 лет), им становятся интересны книги о сверстниках. Поэтому родителям нужно интересоваться содержанием, изучать книжные обзоры, отзывы и рецензии других читателей.

Кажется, сейчас есть литература на любой случай жизни: приучение к горшку, рождение младших братьев и сестер, первая поездка на море, визит к врачу, дружба со сверстниками. Это полезная возможность прочитать о знакомых детям ситуациях, проговорить вещи, которых они боятся и о которых много думают.
 
 

Как поддерживать интерес к чтению

В одной из лучших книг о чтении «Как роман» французский писатель Даниэль Пеннак сформулировал 10 правил детского чтения:

1. Право не читать.
2. Право перескакивать.
3. Право не дочитывать.
4. Право перечитывать.
5. Право читать что попало.
6. Право на боваризм (восторженно-возвышенное отношение к прочитанному, нежелание увидеть грань между фантазией и реальностью)
7. Право читать где попало.
8. Право читать вслух.
9. Право втыкаться («выудить с полки первую попавшуюся книгу, открыть ее на любой странице и воткнуться на минутку, потому что у нас в распоряжении только эта минутка и есть»)
10. Право молчать о прочитанном.

К этим правилам, которые подробно и очень увлекательно разбираются в «Как романе», можно добавить и еще некоторые советы:

– Не делайте чтение наказанием, не принуждайте детей к чтению и не лишайте книг за какой-то проступок.

– Если вы считаете, что до каких-то книг ребенок еще не дорос, просто уберите их из вида. Ко всей остальной литературе, будь то физика для любознательных или собрание сочинений Лескова дети должны иметь свободный доступ.

– Не отказывайте в совместном чтении. Если вы не заняты делом экстренной важности, не ссылайтесь на невозможность побыть вместе и почитать.

– Читайте вслух, даже если ребенок уже научился читать самостоятельно. Для детей это не только погружение в сюжет, но и бесценное время с родителем, которое у него никто не отнимет.

– Пользуйтесь детскими увлечениями. Поддерживайте волны интереса к рыцарям, космосу, насекомым и Древнему Риму книгами на полюбившуюся тематику.

– Дарите книги на праздники как своим детям, так и детям, к которым вы идете в гости.

– Берите книги в качестве развлечений в поездки, читайте в очереди в поликлинике или пока стоите в автомобильной пробке.

– Отвечайте на вопросы, которые возникают у детей в ходе чтения. Любознательность – это замечательно. Хотя если вопросов слишком много, предложите сначала дочитать главу, а потом ответить на все вопросы сразу.

– Запишитесь в библиотеку и выбирайте книги вместе с детьми. В библиотеке вы к тому же встретите много книг из собственного детства, некоторых из которых не найти даже у букинистов.

– Вместе ходите в книжные магазины.

– Заведите дневник читателя, куда вы или ребенок будете вписывать прочитанные произведения. Это и хороший мотиватор, и простой пример организованного подхода к чтению.

– Подпишитесь на детские журналы. Ребусы, раскраски, лабиринты вперемешку с рассказами и стихотворениями вызывают у детей интерес.

– Создайте собственную книгу! Например, из детских рисунков. Придумайте собственную историю или возьмите готовую. Картинки персонажей можно найти в интернете, а можно и самим нарисовать, текст тоже можно распечатать, а можно написать от руки.

– Поощряйте детскую выдумку. Вместе сочиняйте истории на прогулках, перед сном, в повседневных разговорах. Записывайте в одну тетрадь все интересное, что сочиняется на ходу, даже самые простые двустишия, сказки и нелепицы.

– Вовлекайте прочитанное в игры. Играйте в сказки, берите сюжеты для ролевых игр, декламируйте стихи во время прогулок, рисуйте и лепите любимых персонажей.

– Пусть дети видят в ваших руках не только электронные книги, но и бумажные. Говорите о том, что читаете сами. Рассказывайте о любимых книгах своего детства. Все-таки любовь к чтению не всегда, но в большинстве случаев, передается по наследству.

 

100 книг для школьников 

alt

Общероссийская общественная организация «Всероссийское педагогическое собрание» предложила  список 100 книг для школьников. В его обсуждении приняли участие делегаты съезда учителей русского языка и литературы. Большинство имен в списке знакомы каждому советскому школьнику. Есть и новые – например, Виктор Цой и Игорь Тальков. В процессе обсуждения были высказаны предложения определить критерии для формирования «золотой сотни» книг, привлечь к формированию списка книг преподавателей высшей школы, деятелей культуры и представителей творческой интеллигенции, а также составить «дневник чтения» для самостоятельных рассуждений ученика по поводу прочитанных книг, подписываемый родителями.

 

 

Список книг, рекомендуемых Центральным советом
"Всероссийское педагогическое собрание" на основе материалов региональных отделений ВПС для прочтения школьникам  со 2 по 11 классы

2 класс
• Сказки и былины об Илье Муромце и русских богатырях
• Сказки разных народов о животных
• Русские литературные сказки (П.Ершов, А.Пушкин, В.Одоевский, П.Бажов, В.Берестов, В.Хмельницкий, Б.Сергунков)
• Зарубежные литературные сказки (А.де Сент-Экзюпери, Д. Родари)
• Аким Я. Стихи
• Барто А. "Знаю, что надо придумать" (стихи)
• Граубин Г. "Незнакомые друзья" (стихи)
• Демьянов И. "Ребятишкина книжка"
• Драгунский В. "Заколдованная буква" (рассказы)
• Заходер Б. Стихи и сказки
• Зощенко М. "Самое главное" (рассказы)
• Коваль Ю. "Воробьиное озеро" (рассказы)
• Коршунов М. "Петька и его, Петькина, жизнь" (рассказы), "Дом в Черёмушках" (повесть)
• Ладонщиков Г. "Скворец на чужбине"
• Маршак С. Стихи для детей
• Михалков С. "Аисты и лягушки"
• Мориц Ю. "Попрыгать-поиграть" (стихи), "Малиновая кошка" (стихи)
• Носов Н. "Приключения Незнайки", "Фантазёры" (рассказы)
• Остер Г. "Вредные советы"
• Пермяк Е. "Волшебные краски", "Торопливый ножик"
• Пришвин М. Рассказы
• Скребицкий Г. Рассказы
• Сладков Н. Рассказы
• Токмакова И. Стихи
• Успенский Э. "Крокодил Гена и его друзья"
• Ушинский К. "Кто дерёт нос кверху"
• Цыферов Г. "Что у нас во дворе?"
• Чарушин Е. "Никита и его друзья", "Страшный рассказ"
3 класс
• Русские народные сказки: "Сивка-Бурка", "Сестрица Аленушка и братец Иванушка", "Василиса Прекрасная", "Перышко Финиста - Ясна Сокола", "Сказка о молодильных яблоках и живой воде"
• Былины: "Добрыня Никитич", "Добрыня и Змей", "Илья Муромец и Соловей Разбойник"
• Сказки народов мира
• Мифы и легенды Древней Греции
• Русские литературные сказки:
o Аксаков С. "Аленький цветочек"
o Гаршин В. "Лягушка-путешественница"
o Заходер Б. "Серая звездочка"
o Катаев В. "Дудочка и кувшинчик"
o Маршак С. "Двенадцать месяцев"
o Паустовский К. "Растрепанный воробей"
o Шварц Е. "Сказка о потерянном времени"
• Зарубежные литературные сказки:
o Андерсен Г.-Х.
o Линдгрен А. "Крошка Нильс Карлсон"
o Перро Ш. "Мальчик-с-пальчик" и другие сказки
o Басни И. Крылова
• Рассказы:
o Куприн А. "Слон"
o Толстой Л. "Акула", "Прыжок", "Лев и собачка"
o Рассказы о природе (М.Пришвин, И.Соколов-Микитов, Б.Житков, В.Бианки, В.Дуров, В.Астафьев)
• Поэзия: А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Некрасов, Ф.Тютчев, А.Фет, А.Плещеев, А.Толстой, К.Бальмонт, И. Бунин, С.Черный, А.Блок, С.Есенин, С.Михалков, Е.Благинина.
• Детские энциклопедии
• Детские журналы: "ГЕОлёнок", "Древо познаний"
4 класс
• Русская литература:
o Русские народные сказки
o Барто А. "Думай, думай..." (стихи)
o Волков А. "Волшебник Изумрудного города"
o Голицын С. "Сорок изыскателей"
o Григорьев О. "Говорящий ворон" (стихи)
o Гераскина Л. "В Стране невыученных уроков"
o Дик И. "В дебрях Кара-Бумбы"
o Драгунский В. "Денискины рассказы"
o Заходер Б. Избранное
o Зощенко М. "Ёлка"
o Кассиль Л. "У классной доски"
o Ким Ю. "Летучий ковёр" (стихи)
o Крылов И. Басни
o Коринец Ю. "Там вдали, за рекой"
o Куликов Г. "Как я влиял на Севку"
o Мамин-Сибиряк Д. Рассказы и сказки
o Маяковский В. "Тучкины штучки" и другие стихи для детей
o Михалков С. Басни
o Мориц Ю. "Малиновая кошка" (стихи)
o Носов Н. "Витя Малеев в школе и дома", рассказы
o Пантелеев Л. "Честное слово"
o Паустовский К. "Золотой линь", "Мещерская сторона", "Корзина с еловыми шишками", "Заячьи лапы"
o Пришвин М. "Золотой луг"
o Сапгир Г. "Четыре конверта" (стихи)
o Толстой А.Н. "Детство Никиты"
o Толстой Л. Басни
o Тургенев И. "Воробей"
o Успенский Э. "Дядя Федор, пес и кот", "Школа клоунов", стихи
o Фраерман Р. "Девочка с камнем"
o Цыферов Г. "Тайна запечного сверчка"
o Чехов А. "Ванька"
• Зарубежная литература
o Мифы Древней Греции: "Герои Эллады"
o Андерсен Г.-Х. Сказки
o Перро Ш. Волшебные сказки
o Твен М. "Приключения Тома Сойера"
• Познавательная литература:
o Губарев В. "В открытом космосе"
o Кун Н. "Олимп"
o Сегал Е., Ильин М. "Что из чего"
• Детские журналы: "ГЕОлёнок", "Древо познаний"
5 класс
• Русская литература:
o Русские народные сказки: "Василиса Прекрасная", "Финист – Ясный Сокол"
o Жуковский В. "Спящая царевна"
o Пушкин А. Сказки
o Гоголь Н. "Майская ночь, или Утопленница"
o Куприн А. "Чудесный доктор"
o Зощенко М. "Великие путешественники"
o Платонов А. "Волшебное кольцо"
o Паустовский К. "Кот-ворюга"
o Астафьев В. "Васюткино озеро"
o Белов В. "Скворцы"
• Зарубежная литература
o Легенды и мифы Древней Греции (под редакцией Н.Куна)
o Андерсен Г.-Х. "Соловей"
o Гауф В. "Карлик Нос"
o Дефо Д. "Жизнь и приключения Робинзона Крузо..."
o Киплинг Р. "Кошка, которая гуляла сама по себе"
o Линдгрен А. "Приключения Калле Блюмквиста"
o Родари Д. "Сказки по телефону" или "Говорящий сверток"
o Твен М. "Приключения Тома Сойера"
o Толкин Д.Р.Р. "Хоббит, или Туда и обратно"
o Уайльд О. "Соловей и роза"
6 класс
• Русская литература XIX века
o Пушкин А. "Повести Белкина"
o Гоголь Н. "Вечера на хуторе близ Диканьки"
o Лесков Н. "Человек на часах", "Тупейный художник", "Обман", "Пигмей"
o Тургенев И. "Хорь и Калиныч"
o Достоевский Ф. "Мальчик у Христа на ёлке"
o Толстой Л. "Хаджи-Мурат"
o Чехов А. "Толстый и тонкий", "Хирургия", "Налим", "Беззащитное существо", "Жалобная книга" и др.
• Русская литература XX века
o Алексин А. "Звоните и приезжайте"
o Астафьев В. "Фотография, на которой меня нет"
o Белов В. Рассказы для детей
o Булычев Кир "Заповедник сказок"
o Железников В. "Чудак из шестого "Б", "Путешествие с багажом", "Чучело"
o Зощенко М. Рассказы для детей
o Искандер Ф. "Первое дело", "Запретный плод", "Мученики сцены", "Вечерняя дорога", рассказы о море
o Крапивин В. "Валькины друзья и паруса", "Брат, которому семь"
o Платонов А. "В прекрасном и яростном мире"
o Паустовский К. "Мещёрская сторона"
• Зарубежная литература
o Брэдбери Р. "Третья экспедиция"
o Генри О. "Вождь краснокожих"
o Дюма А. "Три мушкетёра"
o Конан Дойл А. "Горбун"
o Купер Ф. "Последний из могикан", "Следопыт", "История с привидением"
o Линдгрен А. "Приключения Калле Блюмквиста", рассказы
o Лондон Д. "На берегах Сакраменто", "Сказание о Ките", "Белое безмолвие", "Там, где расходятся пути".
o Майн Рид Т. "Всадник без головы"
o Сетон-Томпсон Э. "Тито", "Мальчик и рысь", "Мустанг-иноходец", "Лобо", "Домино", "Улыбчивый певец", "По следам оленя"
o Стивенсон Р. "Остров сокровищ"
o Твен М. "Приключения Гекльберри Финна"
o Толкин Д.Р.Р. "Хоббит, или Туда и обратно"
o По Э. "Овальный портрет"
7 класс
• Русская литература XIX века
o Жуковский В. "Светлана"
o Пушкин А. "Полтава", "Медный всадник", "Пиковая дама", "Борис Годунов", "Скупой рыцарь"
o Гоголь Н. "Тарас Бульба"
o Тургенев И. "Бурмистр", "Певцы"
o Салтыков-Щедрин М. Сказки
o Толстой Л. "Детство", "Хаджи-Мурат"
o Куприн А. "Изумруд", "Тапер"
o Чехов А. "Размазня", "Тоска" и другие рассказы
• Русская литература XX века
o Горький М. "Старуха Изергиль", "Макар Чудра", "Детство"
o Бунин И. "Сны Чанга"
o Зощенко М. "История болезни"
o Грин А. "Алые паруса", "Золотая цепь", "Бегущая по волнам"
o Фраерман Р. "Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви"
o Розов В. "В добрый час!"
o Рыбаков А. Трилогия о Кроше
o Астафьев В. "Мальчик в белой рубашке"
• Зарубежная литература
o Брэдбери Р. "Всё лето в один день", "Зелёное утро", "Каникулы"
o Лондон Д. "На берегах Сакраменто", "Белый клык"
o Олдридж Д. "Последний дюйм"
o По Э. "Лягушонок", "Золотой жук", "Овальный портрет"
o Свифт Д. "Путешествия Гулливера" (в пересказе Т.Габбе)
o Сент-Экзюпери А. "Планета людей"
o Твен М. "История с привидением"
o Уэллс Г. "Война миров"
8 класс
• Русская литература
o Пушкин А. "Капитанская дочка", "Пиковая дама", "Полтава", "Медный всадник", "Борис Годунов"
o Пущин И. "Записки о Пушкине"
o Гоголь Н. "Ревизор", "Женитьба", "Петербургские повести"
o Тургенев И. "Ася", "Первая любовь"
o Толстой Л. "После бала", "Детство", "Отрочество", "Хаджи-Мурат"
o Бунин И. "Цифры", "Лапти"
o Цветаева М. "Мой Пушкин"
• Зарубежная литература
o Бирс Э. "Человек и змея"
o Гарди Т. "Роковая ошибка церковных музыкантов"
o Генри О. "Вождь краснокожих"
o Гюго В. "93-й год", "Человек, который смеётся"
o Джером К. Джером "Миссис Корнер расплачивается"
o Джованьоли Р. "Спартак"
o Диккенс Ч. "Пойман с поличным"
o Ирвинг Т. "Жених-призрак", "Рип ван Винкль"
o Киплинг Р. "Дьявол и морская бездна"
o Конан Дойл А. "Как Копли Бенкс прикончил капитана Шарки"
o Лондон Д. "Под палубным тентом"
o Мериме П. "Взятие редута", "Коломбо", "Таманго"
o Мопассан Г. "Туан"
o Моэм У. "Завтрак"
o По Э. "Очки", "Украденное письмо", "Лягушонок"
o Стивенсон Р. "Владетель Баллантре", "Маркхейм"
o Твен М. "Журналистика в Теннеси",
o "Янки из Коннектикута при дворе короля Артура"
o Уэллс Г. "Борьба миров", "Человек-невидимка"
o Хаггард Г.Р. "Дочь Монтесумы", "Копи царя Соломона", "Дитя из слоновой кости", "Ласточка", "Прекрасная Маргарет"
o Честертон Г. "Тайна Фламбо"
o Шекли Р. "Запах мысли"
o Шелли М. "Франкенштейн, или Современный Прометей"
o Ямамото С. "Диалог о песне"
9 класс
• Русская литература
o "Слово о полку Игореве"
o Фонвизин Д. "Недоросль"
o Карамзин Н. "Бедная Лиза"
o Грибоедов А. "Горе от ума"
o Пушкин А. "Евгений Онегин", стихи
o Лермонтов М. "Герой нашего времени", стихи
o Гоголь Н. "Мертвые души"
o Чехов А. "Медведь"
o Аверченко А. Рассказы по выбору учащихся, например, "Кривые углы"
o Тэффи Рассказы по выбору учащихся, например, "Русские в Европе", "Маркита"
o Булгаков М. "Похождения Чичикова"
o Бунин И. Рассказы по выбору учащихся
o Шолохов М. "Судьба человека"
• Поэзия XX века:
o Ахматова А.
o Блок А.
o Есенин С.
o Цветаева М.
• Зарубежная литература
o Шекспир У. Сонеты
o Мольер Ж.Б. "Мещанин во дворянстве"
o Бах Р. "Чайка по имени Джонатан Ливингстон"
o Распутин В. "Прощание с Матёрой"
10 класс
• Русская литература
o Пушкин А. "Евгений Онегин", "Пиковая дама", стихи
o Лермонтов М. "Герой нашего времени", стихи
o Гоголь Н. "Мертвые души"
o Островский А. "Гроза", "Бесприданница"
o Гончаров И. "Обломов"
o Тургенев И. "Отцы и дети", "Записки охотника"
o Салтыков-Щедрин М. "История одного города"
o Достоевский Ф. "Преступление и наказание"
o Толстой Л. "Война и мир"
o Лесков Н. "Тупейный художник"
o Чехов А. "Маленькая трилогия", "Ионыч", "Толстый и тонкий" (рассказы), "Вишневый сад", "Дядя Ваня" (пьесы)
o Фет А. Стихи
o Тютчев Ф. Стихи
• Зарубежная литература
o По Э. "Убийство на улице Морг"
o Уайльд О. "Портрет Дориана Грея"
o Шоу Б. "Дом, где разбиваются сердца"

Список литературы для обязательного чтения в 11 классе
• Проза конца 19-нач. 20 века
o Бунин И. Стихотворения, рассказы: "Господин из Сан-Франциско", "Солнечный удар", сб. "Темные аллеи" (2-Зрассказа)
o Куприн А. "Олеся", "Гранатовый браслет" и др.
o Аверченко А. Рассказы (2-3)
o Зощенко М. Рассказы (2-3)
• Поэзия "серебряного" века
o Бальмонт К. Стихотворения по выбору учащихся
o Брюсов В. Стихотворения по выбору учащихся
o Гумилев Н. Стихотворения по выбору учащихся
o Цветаева М. Стихотворения по выбору учащихся
• Литература 20-х годов
o Горький М. "На дне", "Старуха Изергиль"
o Блок А. Цикл стихотворений, напр., "Стихи о Прекрасной Даме", Поэма "Двенадцать"
o Есенин С. Стихотворения разных лет
o Маяковский В. Стихотворения, поэма "Облако в штанах"
• Литература 30-40-х годов
o Булгаков М. "Собачье сердце", "Мастер и Маргарита"
o Платонов А. Рассказы (2-3)
o Толстой А.Н. "Петр I" (обзорное изучение)
o Ахматова А. Поэма "Реквием", стихотворения по выбору учащихся
o Пастернак Б. Стихи из романа "Доктор Живаго" и др.
o Шолохов М. "Тихий Дон", рассказы по выбору учащихся
• Великая Отечественная война в литературе 40-х годов и последующих лет
o Некрасов В. "В окопах Сталинграда" или Воробьев К. "Убиты под Москвой"
o Быков В. Произведение по выбору учащихся, напр., "Сотников"
o Стихи о войне Симонов К., Тихонов Н, Сурков А. и др.
• Литература 50-80 годов
o Солженицын А. "Один день Ивана Денисовича", "Матренин двор"
o Твардовский А. Обзор творчества.
o Распутин В. "Прощание с Матерой"
o "Деревенская" проза: В.Астафьев, В.Шукшин (по2-З рассказа)
o Драматургия: Вампилов А."Старший сын"
• Литература русского зарубежья:
o Набоков В. Рассказы, напр., "Машенька" или Шмелев Н. "Лето господне"
o Авторская песня: Высоцкий В., Галич А., Окуджава Б., Цой В., Тальков И.и др.
o Совр. фантастика: Ефремов И., Булычев К., Стругацкие (по выбору учащихся)
• Современная литература
o Толстая Т. Из сб. "На золотом крыльце сидели...", "Йорик", "Кысь"
o Улицкая Л. Любая проза

 

alt